Самый последний из могикан

Образованная полвека назад Германская Демократическая Республика подобно мифической Атлантиде исчезла с лица земли. Но остался герой, имя которого навсегда будет вписано в ее историю. Это легендарный Гойко Митич, создавший на восточно-германском голубом экране бессмертный образ "настоящего индейца". Он родился в одном из самых благополучных городов бывшей Югославии - Загребе. Будучи студентом института,получил приглашение сняться в западногерманском сериале о жизни краснокожих,поставленном по роману немецкого писателя Карла Мая.
Несколько лет спустя, уже по другую сторону Берлинской стены, он стал тем, кого на протяжении нескольких десятилетий люди в странах Восточного блока и в Советском Союзе воспринимали как "индейца из ГДР".
Холодная и расчетливая Германия, пусть Восточная, пусть даже совсем "наша", сама того не ведая, создала героя, который своей популярностью заткнул за пояс всех вождей ГДР, вместе взятых. Сначала все выглядело достаточно безобидно: молодой немецкой республике действительно нужны герои, но руководство страны отлично понимало, что сериалами о жизни Эрнста Тельмана трудно привлечь зрителей. Выпуск "Индейской серии" начался национальной студией ГДР "ДЕФА" в 1965 году и продолжался до 1983 года. Зрители получили наконец великолепное развлечение на манер западных "вестернов", однако с более политически корректной направленностью: бледнолицые, которые в западных фильмах были добрыми "ковбойцами", здесь оказывались злыми и беспощадными завоевателями, а индейцы - храбрыми и смелыми воинами, защищавшими родную землю. Положа руку на сердце, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наигранность, подобный расклад сил соответствовал исторической правде. Фильмы эти создавались коллективными усилиями: большинство из них снималось в горах бывшей Югославии,лошади были русскими, а бледнолицых врагов доставалось играть все тем же немцам. Единственным утешением было то, что среди восточно-германских женщин было очень много красивых и теоретически каждая из них могла стать подругой великолепного Гойко. Тем, кому повезло, завидовали красивые девушки из Вологды,Костромы и Новосибирска, вздыхавшие при виде мускулистой фигуры "последнего из могикан" с его гордым профилем и черными до плеч волосами. Когда дети просили взрослых пойти в кинотеатр на воскресный дневной сеанс, те никогда не отказывались. Отказаться было трудно, потому что, несмотря на "детские", плохо дублированные монологи, в глазах Гойко Митича было что-то,что заставляло смотреть на экран. Я пытался найти это "что-то", несколько раз просматривая кассету любимых с детства "Апачей" двадцатилетней давности, но так и не нашел. После детского любования бесстрашными краснокожими я пытался было понять фильм "по-пелевински", но все равно enigma Гойко Митича осталась для меня неразгаданной. Ясно только одно: как и тогда, в индейце меня подкупала простота, какой не могут похвастаться вычурные Ван Дамм и Сильвестр Сталлоне, разбивающие морду в кровь "за идеалы справедливости", как это понимают в Голливуде, вместо того чтобы изящно натянуть тугую тетиву лука. Создатели же двенадцати "индейских фильмов", хотя и следовали голливудским канонам "вестерна" с его погонями и выстрелами из револьверов в плохих парней, отрицали подобную справедливость.
Один из самых модных и талантливых российских режиссеров Валерий Тодоровский не побоялся признаться в интервью продвинутому молодежному глянцевому журналу, что в детстве с удовольствием смотрел фильмы с участием Митича.
В эпоху популярности Тарантино такое признание совсем нелегко сделать:герои массового кинематографа плодятся не по дням, а по часам и в модных кругах цитируют отрывки из "Криминального чтива" уже так часто, что хочется вдруг назло всем сказать, что "кто-то отравил воду в колодце". Однако массовое телевидение уже не считает, что "хороший индеец - это мертвый индеец", и фильмы с участием "легендарного Гойко Митича" совсем недавно стало демонстрировать Ren-ТВ. Не отстают и предприимчивые прокатчики: они продают эти фильмы на видеокассетах в уличных киосках, где их можно обнаружить стиснутыми между каким-нибудь "Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе" и "Матрицей". Все эти названия не отражают в моем сознании ровным счетом ничего, и только великий Эмир Кустурица с его "Подпольем" и "Снами в Аризоне" стоит ближе всех к герою Митича, объединенный с ним общим "югославским" происхождением. И тот и другой кажутся мне детьми абсурда: один югослав играл индейца в нелепых восточногерманских фильмах, другой снимает фильм о подполье,существующем вне пространства и времени. Оба - "настоящие индейцы","последние из могикан", поднявшиеся с копьями и луками против пушек и ружей, против всеуничтожающей машины Голливуда. Подобно героям "Подполья" Кустурицы, которые даже после окончания войны думают, что до сих пор сражаются в партизанском отряде, Митич до сих пор верит, что он индеец. Несмотря на свои шестьдесят два года, гарцуя на лошади в индейском оперенье, он принимает участие в ежегодном германском фестивале, посвященном творчеству Карла Мая,который, как известно, писал свои индейские романы в одной из германских тюрем,где сидел за мошенничество, и брал большинство своих историй прямо из головы.
Знал ли об этом Митич, когда играл вождя Оцеолу или Текумсе? Знал, конечно, но он был индеец, а индейцы должны молчать.

Archiv des Todes (Архив смерти)

В середине 80-х годов зрительский интерес к фильмам об индейцах упал.
Гойко Митич сначала вел детскую спортивную передачу на немецком телевидении, параллельно снимался в сериалах, работал в театре.Снялся в телесериале «Архив смерти», который вышел на экраны в 1980 году.

Главный индеец страны Советов. Гойко Митич

Популярность Гойко Митича была так велика, что всегда привлекла особое внимание спецслужб. Что искали сотрудники КГБ, и почему фильмам про индейцев была закрыта дорога в Соединенные Штаты?
Данный фильм раскрывает некоторые тайны биографии Гойко Митича. Впервые рассказывается о том, как далекому от политики актеру невольно пришлось сыграть важную политическую роль.
Почему идеал миллионов женщин был несчастлив в любви и одинок?
Как случилось, что он прославился далеко за пределами Югославии, но остался неизвестным на родине и сегодня живет в чужой стране?
И самое главное, авторы фильма расскажут, как Гойко Митич повлиял на целое поколение советских телезрителей.

Чем сегодня живет известный актер Гойко Митич?

Кто не помнит бушевавшие на улицах советских городов семидесятых дворовые войны индейцев против бледнолицых. Оцеола, Чинкачгук. Каждый мальчишка хотел быть похожим на этих индейских вождей, представавших на экранах советских кинотеатров в образе югославского культового киноактера Гойко Митича в кинолентах гэдээровской киностудии «ДЕФА». Фильмы «Чингачгук Большой Змей», «Оцеола», «Прерия» и другие пользовались невероятной популярностью не только в странах соцлагеря, но и за его пределами. И вот нынче кинематографический вождь уже в возрасте шестидесяти двух лет, тридцать пять из которых он прожил в ГДР и Объединенной Германии. Нынче Гойко Митич, уже одиннадцатый год, играет Виннету в спектаклях по Карлу Маю, которые каждое лето проходят в открытом амфитеатре в городке Бад Зегеберг под Гамбургом. С Гойко Митичем встретился мой коллега Александр Павлов.
Немецкая пресса называет вождя краснокожих «профессиональным индейцем». Но он сам относится к данному клише с долей здорового юмора:
«Это, конечно, слегка утрировано. Да, я снялся в двенадцати гэдээровских фильмах про индейцев. Кроме того, я уже одиннадцатый год играю Виннету здесь, на фестивале Карла Мая. Плюс, в самом начале своей «индейской карьеры» я снялся и в фильмах по книгам Карла Мая в Западной Германии. Вероятно, в индейской роли я больше всего запомнился зрителям, хотя на самом деле сыграл и несметное количество других современных ролей и в кино, и в телесериалах. Однако эти картины не стали столь популярными, как индейский цикл. Вот и сейчас я снимаюсь в исторической картине для Второго канала немецкого телевидения (ZDF) о Берлинском восстании 17 июня 1953-го года, где играю маршала Соколовского. Весьма интересная роль».
Гойко Митич не исключает возможность, что еще раз сыграет индейца не только в театре под открытым небом, но и в кино. По его словам,существует уйма не экранизированных книг. Кроме того, из истории индейцев можно многому поучиться. Особенно, что касается отношения к окружающей среде. Индейцы всегда говорили, что мать-землю следует сохранять такой, какой она есть: ее нельзя обирать, как липку, потому что она отомстит. Гойко не прочь сняться в фильме, с таким посланием. А первое знакомство с индейцами произошло у Гойко вполне банально.
«Я открыл для себя индейцев благодаря книгам Карла Майа. Первый индеец, о котором я узнал, был Виннету. Когда же я начал сниматься в ГДР, то первая картина, в которой я снялся «Сыновья большой медведицы» была поставлена по книге немецкой писательницы Лизелотты Вельскопф-Хенрих. Этот роман был написан из совсем другой перспективы,чем книги Мая. В отличие от него, Лизелотта Вельскопф-Хенрих жила среди индейцев и хорошо знала, о чем пишет. А книги Мая были фантазией чистой воды. Чем больше я интересовался историей этого народа, тем больше начал понимать, что эти люди по-своему были правы. Кончено, их историческое развитие находилось на более примитивной ступени, но в другом они были более прогрессивны, чем европейцы. Мы разрушаем собственный мир: мы закоптили воздух, отравили воду, мы уже даже не знаем, чем питаться. Мы просто травим себя. И тогда я задаю себе вопрос: «А что такое вообще прогресс?»
Когда в 1964 году гэдээровская киностудия «ДЕФА» начала в Югославии съемки своей первой индейской картины «Сыновья большой медведицы», то кто-то, увидев его фото, сказал, что это и есть нужный человек. Гойко прочитал книгу, она ему очень понравилась, и он согласился на роль, несмотря на то, что вел переговоры с западными немцами, с которыми уже на тот момент сделал три фильма, для участия в съемках по книгам Карла Мая.
«Так я оказался в ГДР, хотя далеко идущих планов с этой страной не связывал. Но картина оказалась «хитом», я начал встречаться со зрителями и понял, что это просто фантастика. Тогда-то я и решил, что следует работать в данном направлении. После этого снялся еще в одиннадцати восточногерманских картинах. Конечно, фильмы делались в соответствии с принципами социально-общественного строя. С другой стороны, как я уже говорил, у Карла Мая – это фантазии чистой воды,эдакая романтика у костра. В ГДР же мы пытались показать определенные исторические процессы. Кстати, у нас очень тщательно разрабатывалось все до мельчайших подробностей: от одежды до провианта».
Коллеги в Югославии удивленно спрашивали Гойко, почему он работает в ГДР. А он им всегда отвечал, что переживи они там нечто подобное, что он, то они перестали бы задавать глупые вопросы.
«Деньги для меня не были решающим фактором. Важным было то, что я могу дать людям. Мы ездили на встречи со зрителями во время премьер. В земле Магдебурге, в одном городке перед въездом в город висел транспарант: «Мы приветствуем нашего Гойко». Такое отношение не купишь ни за какие деньги! Я чувствовал, что нужен этим людям и продолжал работу. Подобное отношение чувствовалось и в Венгрии, и в Болгарии, и в Польше, и в Чехословакии, и в бывшем СССР. Сколько писем я получал тогда! И я понимал, что моя работа не напрасна».
На фестивале Карла Мая, за сезон у Гойко примерно семьдесят спектаклей. Не тяжело ли в таком солидном возрасте бегать, прыгать,скакать на лошади?
«Что значит в моем возрасте? Человеку столько лет, на сколько он себя чувствует! Возраст для меня не проблема. Я свеж как огурчик! К примеру, я больше не прыгаю с лошади и не делаю кое-какие сложные трюки, но я не думаю, что зритель замечает, что Виннету уже в пожилом возрасте. Когда я почувствую, что не могу работать дальше, то уйду со сцены».
Секрет вечной молодости Гойко Митича элементарно прост:
он никогда не пил и не курил, кроме трубки мира. Тогда, правда, во время съемок приходилось делать двадцать затяжек к ряду. Кроме того, он приверженец здорового питания и регулярно занимается спортом. Пять лет назад, Гойко посетил в Сиэтле настоящих индейцев. Когда он прошел таможню, к нему шагнул вождь и со словами «Брат мой!» обнял. Затем они отошли в сторону и сели на землю– для индейцев важно чувствовать связь с землей. Гойко вручили индейский амулет, а он в ответ привезенные подарки, в том числе - коробку табака. Табак для индейцев – святое. Они были растроганы, подарили в ответ - индейское покрывало, приняли в свое племя, а также дали Гойко настоящее индейское имя:
«При этом со мной случилось нечто, во что я до сих пор не могу поверить. Я был приглашен на одну спиритуальную церемонию и шаман спросил меня, есть ли у меня прообраз в животном мире, как это водится у индейцев. Я ответил, что нет, поскольку только в кино играл индейцев.
Он сказал мне, что я получу индейское имя: «Подумай о животном».
Я закрыл глаза и тут же увидел волка, который смотрел на меня в упор. Когда я раскрыл глаза, шаман взглянул на меня «Ты – волк». Я просто был напуган. Но стал Волком».
Гойко также привез и показал индейцам два фильма со своим участием –«Сыновья Большой Медведицы» и «Апачи». Их смотрели и белые, и индейцы,состоялась интересная дискуссия. Поначалу, правда, индейцы были слегка скептичны: откуда, мол, в Европе знают о нас. В той сцене, где Токаито разрывает жульническую купчую на покупку земли, зрители-индейцы начали аплодировать. Они были тронуты. Это была их настоящая история.
«Я думаю, что Америка позабыла своих краснокожих детей. Они по-прежнему живут в резервациях, а их дети не знают родного языка.Некоторые интеллектуалы пытаются сейчас собственными силами изменить ситуацию и учат индейских детей их родному языку как иностранному».
А вот вождь краснокожих до сих пор не позабыл русский язык.
«Русский язык я 12 лет изучал в школе. Потом я очень много снимался в бывшем Советском Союзе, в Минске, на Кавказе, в Самарканде, Бухаре.Там у меня появилось очень много друзей. В Германии же я живу уже тридцать пять лет и постоянно говорю по-немецки, поэтому русский у меня сейчас не столь хорош как немецкий».
В последний раз Гойко побывал в СССР еще до перестройки. После этого у него не было ни повода, и времени.
 
Виктор Вайц «НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА»

© gojko-mitic-inara
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz