«Ыра кун, Гойко Митич!»

Известность на международном уровне снискала канашская школа № 6. В конце прошлого года двух учениц школы, Аню Николаеву и Катю Сударушкину, пригласили на слет юных послов культуры и мира, проходивший в Москве под эгидой Детского фонда ООН ЮНИСЕФ. Статус послов девочкам присвоили прошлой осенью в международном лагере «Орленок». А в декабре их вместе с 14 российскими школьниками вызвали в столицу на форум ЮНИСЕФ.
На слете детвора занималась серьезным делом – работала над кодексом и уставом юных послов мира. В статусе почетных гостей юные послы участвовали в работе XXV Международного фестиваля фильмов для детей и юношества. На одном из мастер-классов, проводимом редакцией ЮНПРЕСС, у ребят из Владикавказа и Канаша родилась идея совместного фильма – о том, как воспринимают чувашские дети трагедию Беслана, что знают о ней, как относятся к проблеме терроризма.
На кинофоруме бойкие канашские школьницы пообщались с режиссером Владимиром Грамматиковым, взяли интервью у Натальи Белохвостиковой. Но наибольшее впечатление на них произвела встреча с «великим киноиндейцем» – югославским актером Гойко Митичем. Это он играл отважных индейских вождей – Виннету, Оцеолу, Чингачгука, Зоркого Сокола. И сейчас он похож на своих героев – подтянутый, смуглый, красивый, хорошо говорящий по-русски.
– Вы откуда, девушки? – поинтересовался он у Кати с Аней.
– Мы из Чувашии, это на Волге.
– А как называется народ, который у вас живет?
– Чуваши…
– Красиво звучит, почти как название индейского племени. Вслушайтесь, это почти одинаково: «чуваши», «делавары», «апачи». Поприветствуйте меня на вашем родном языке.
Школьницы не растерялись и начали приветствие со слов: «Ыра кун, Гойко Митич». Артист, конечно, мало что понял из сказанного, но выслушал внимательно и сказал: «Красиво звучит, как песня. Я уверен, что у красивого народа всегда красивый язык». А потом он еще долго стоял рядом с нашими девчатами и говорил всем, кто подходил к нему за автографом: «Это мои друзья чуваши, мы с ними почти из одного племени. Возьмите и у них автограф». Девочки, улыбаясь, поставили не один десяток подписей гостям фестиваля.
15.01.2009 | Евгения Алексеева |

 НЕ БУДЬ ДОВЕРЧИВЫМ...

       — Я восхищен вашей прекрасной игрой и вашими киногероями, — заявил восторженно кондуктор переполненного автобуса известному югославскому киноактеру Гойко Митичу. — А за какую команду вы болеете?
      — Конечно, за "Црвену Звезду", — ответил серьезно Митич, еле втиснувшийся в автобус, который вез болельщиков на очередной матч любимой команды.
      — В таком случае я вам заявляю, что в моей машине вы можете никогда не брать билета, — торжественно заключил кондуктор.
      Через две остановки в автобусе появился контролер. Несмотря на всеобщее возмущение, он хладнокровно оштрафовал Митича и составил вдобавок акт на кондуктора, который заступился за "зайца".
      — Терпеть не могу вестернов. И вашу команду тоже, — легкомысленно заявил блюститель законности. На остановке болельщики высадили изрядно помятого контролера. Но штраф он унес с собой...

   Источник и дата неизвестны.

 

Сыграв 1024 представления, ушел со сцены

 Cыграв 1024 представления, ушел со сцены     
За тридцать пять лет Гойко снялся в 13 «индейских» фильмах студии «ДЕФА», вошедших в сокровищницу европейского и мирового кинематографа. 

В течение 15 лет Гойко Митич принимал участие в фестивале Карла Мая, который ежегодно разыгрывается в немецком городе Бад-Загеберге. На большой арене, вмещающей несколько тысяч зрителей, показывают представление по мотивам одного из романов писателя.
Главный герой, естественно, Виннету. До 1992 года роль Виннету играл Пьер Брис, а затем он передал эстафету Гойко Митичу. Сыграв 1024 представления, в 2006 году Митич ушел со сцены. Но индейская тема на этом для него не закончилась. В Мекленбургском государственном театре в Шверине он играет индейца в пьесе по роману Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки».
А недавно актеру предложили роль в мюзикле Alexis Sorbas.
      – Сначала я был не в восторге и думал: «Ребята, ну куда мне еще и петь!».
Но, позанимавшись с учителем пения, теперь я доволен,
– рассказывает Гойко Митич.      И еще. В конце мая на экраны вышла новая картина с его участием – «Эсперанца». В интервью немецкому таблоиду «Бунте» актер рассказал, что в этом фильме он впервые погибает на экране не как индеец.

 – Когда я однажды погибал в фильме про индейцев, происходила почти что революция. Я должен был возрождаться снова и снова! В этой же картине приходится довольствоваться иной смертью.

Ради кинокарьеры главный индеец Европы пожертвовал личной жизнью

Во время новогодних каникул в Москве побывал легендарный югослав Гойко Митич. Он стал самым именитым иностранным гостем на XXV Международном фестивале фильмов для детей и юношества. За свою карьеру актёр снялся в 54 фильмах, но кумиром миллионов стал благодаря ролям индейцев.
Чингачгук, Оцеола, Зоркий Сокол, Чёрный Барс, Твердая Скала, Медвежий глаз, Белое Перо и другие образы красивых и смелых краснокожих героев сделали его культовым персонажем 70-х. Накануне отлета Гойко Митича из России наш корреспондент побеседовал с актером о кино и его нынешней жизни.
Апачи из колхоза "Навои"
- Господин Митич, несколько ваших фильмов про индейцев снимали в Советском Союзе...
- У меня остались прекрасные воспоминания о съёмках в Бухаре, Крыму и на Кавказе. Снимали мы и в Белоруссии, в чудных лесах под Минском. В те времена многое было, конечно, по-другому. В экспедиции все были равны: от подсобных рабочих до актёров на главные роли. Председатель жюри, актёр из Белоруссии Владимир Гостюхин, пригласивший меня в Москву, сказал на закрытии фестиваля, что я звезда. Но я никогда не чувствовал себя звездой. Я просто делал своё дело.
- Легко ли было "загримировать" советскую действительность под американский запад?
- Очень легко. Пространства Советского Союза ещё не были утыканы навязчивыми рекламными щитами, как в западных странах. Забавный случай произошел в 1973 году
в Узбекистане, где под Самаркандом снимался фильм "Апачи". Предполагалось, что массовку индейского племени мы подберём на месте. Но сколько мы ни зазывали "апачей" из местного колхоза "Навои", народ к нам не шёл. Тогда мы обратились к председателю колхоза, который в своё время служил в Германии. Он нам объяснил,
что вера запрещает им оголяться. Сошлись на том, что снимать будем в глухой степи подальше от кишлака. Только там застенчивые узбекские юноши согласились оголить торсы. Когда наши гримеры расписали их тела в индейском духе, парни долго хохотали друг над другом. Кстати, в этом фильме я скачу на председательском коне - хороший был жеребец, породистый.
- А я думал, у "главного индейца Европы" есть любимый конь, на котором он скачет из фильма в фильм...
- Нет. Съёмки проходили в разных странах, которые могли бы сойти за американские прерии. Возить за собой животное - слишком дорогое удовольствие.
Поэтому лошадей подбирали на месте. Помню, на Кавказе долго искали дикую лошадь серой масти. Мой герой должен был заарканить её и объездить. На Терском конном заводе выбрали первоклассного жеребца, который ещё ни разу не был под седлом. Но сняли его только в нескольких эпизодах - уж больно норовистым оказался. В сценах, где были диалоги, мне подставляли более смирную кобылу, привычную к свету софитов. Зритель думает, что у моего героя один любимый скакун. Но на деле в каждом фильме приходилось менять по 4-5 похожих лошадей.
Братья по крови
- Ваши индейские фильмы видели настоящие индейцы?
- К счастью, да. Я давно об этом мечтал. Но случай подвернулся лишь в 2002 году. Один немецкий студент, проходивший практику в США в фирме Майкрософт, рассказал коллегам о своих кумирах детства. Потом арендовал кинозальчик и показал фильмы студии ДЕФА "Сыновья Большой Медведицы", "Среди коршунов" и "Братья по крови", снабдив их английскими титрами. На просмотр были приглашены этнические индейцы, которые пришли в полный восторг от увиденного и попросили о встрече со мной. В аэропорту меня встречала шумная компания. Одетые в пёстрые национальные одежды, индейцы били в тамтамы, пели и приплясывали в мою честь. А их вождь заключил меня в объятия со словами: "Мой брат!"
Вечером меня отвезли на большой индейский праздник Вао-Вао. Индейцы выстроились в каре, как для встречи важного гостя. Вождь спел, а меня попросили станцевать. Слава богу, в фильме "Чингачгук - Большой Змей" у моего героя были хореографические номера, которые я в своё время долго репетировал. И я не ударил лицом в грязь, станцевал под бой тамтамов и одобрительные крики племени. Я подарил вождю табак. На пачке было написано: сделано в Германии. Я сказал им:
"Индейцы дали миру табак, белые люди привезли его в Европу, обработали, а теперь я возвращаю его на родину". В ответ мне подарили роскошный плед, расшитый вручную замысловатым индейским орнаментом. Было сказано, что он будет хранить меня от природных стихий и житейских невзгод. Кажется, и впрямь помогает.
- Как думаете, почему индейцы воздали вам такие почести? В Голливуде ведь существует давняя традиция съёмок вестернов...
- В голливудских вестернах индейцы изображались жестокими бандитами, которые то и дело норовят снять скальп с хороших белых ковбоев в исполнении любимцев публики Джона Уэйна, Ли Марвина, Гари Купера, Клинта Иствуда и других звезд. Это чудовищная несправедливость. Ведь то, что произошло с индейцами во времена заселения Америки европейцами, - чистой воды геноцид. С доверчивыми краснокожими воинами белые заключили около 400 мирных договоров, но ни один из них не соблюли. И в фильмах киностудии ДЕФА индейцы показаны не дикими разбойниками, а сообществом людей, у которых есть своя культура, мораль, этика. Наши фильмы больше соответствуют исторической правде, чем американские.
 Любовь не купишь
- Зрители на улицах вас узнавали?
- Когда я выходил из гостиницы или автомобиля, то бывало, что движение на дороге останавливалось. В ресторанах, особенно в СССР, к нашему столику то и дело присылали бутылку шампанского или коньяка в знак уважения. Но съёмки не предполагают слишком вольной жизни. Утром меня везли на натуру - дубли, прыжки, драки. А вечером возвращали в гостиницу выжатым, как лимон. Так что у меня не было времени и сил, чтобы в полной мере вкусить плоды славы.
- Вас обожали все женщины Советского Союза и доброй половины Европы. Но я слышал, что вы так и не женились...
- Я не знаю, кто там сидел в кинозалах, смотрел на меня и, возможно, утирал слезу умиления. У меня, конечно, на почве моей популярности порой возникали любовные романы. Не хочу называть имен. Перефразируя вашу поговорку, скажу: зачем выносить сор из вигвама! Тем более что многие из тех девушек уже давно бабушки. А сегодня у меня есть надёжная подруга. Если не лелеять каких-либо несбыточных желаний, то вполне можно быть счастливым. В жизни нельзя иметь абсолютно всё. Приходится чем-то жертвовать. В карьере актёра я достиг определенных высот, но моя личная жизнь сильно пострадала. Какая женщина выдержит, что её возлюбленный всё время в разъездах? Я такой не встретил.
- В повседневных буднях вы сами себе готовите?
- Конечно. Так вкусно, как готовлю я, ни в одном ресторане не накормят.
- А какую кухню предпочитаете?
- Ту, которой придерживалась моя мама. Я с детства наблюдал, как она это делала. Наши югославские, сербские блюда всегда чуть-чуть острые.
- В Советском Союзе актеры кино получали за съёмки небольшие гонорары. В Германии, наверное, с этим было получше. Легендарный Гойко Митич заработал себе на безбедную старость?
- Если бы я работал не в социалистической ГДР, а с западными компаниями, то у меня, наверное, было бы больше денег. Но я считаю, что счастье не в деньгах. Того, что я имею, вполне достаточно для сносной жизни. Мои житейские потребности вполне сопоставимы с доходами. Для меня в жизни важен другой приз. Когда выходил очередной мой фильм, и я ездил с премьерными показами по немецким городам, то меня всюду встречали транспаранты: "Мы приветствуем нашего Гойку!" Это то, что я ценю по-настоящему. Зрительскую любовь не купишь.
- Поэтому, наверное, вы и остались в Германии, хотя могли выбирать для жительства любую другую страну Европы, а то и Голливуд?
- Да. Своей любовью немцы меня буквально пригвоздили к своей стране. Я мог уехать, особенно в молодости. Но остался. И не жалею об этом.
"Плохой" серб
- А ведь в 90-е солдаты Бундесвера участвовали в военной операции НАТО против вашей родной Сербии...
- Для меня это болезненная тема. Думаю, если бы тогда во главе России стоял Путин, этого преступления не случилось бы. А выпивавшему Ельцину было не до Сербии. Россия молчала, вот НАТО и обнаглело. Международное право было попрано самым возмутительным образом. Тогдашний министр обороны Германии заявлял, что сербы якобы держат албанских пленников за колючей проволокой на стадионе в Приштине, а президента Югославии Слободана Милошевича сравнил с Гитлером. И вот недавно я смотрел передачу по одному из центральных каналов Германии. Немецкие журналисты берут интервью у албанцев в Приштине, спрашивают, как это было, когда
людей держали за колючей проволокой на стадионе? Албанцы смотрят на них недоуменно и в один голос говорят, что на их стадионе никогда ничего подобного не было. Что тут еще можно добавить?
В Сербии живёт мой младший брат Драган. Он юрист. Страна до сих пор не восстановилась после бомбардировок НАТО. В руинах стоят фабрики, заводы, мосты, жилые дома... Экономике нанесли такой урон, что она никак не встанет на ноги.
Когда в 90-е меня спрашивали, кто я по национальности, я отвечал, что югослав. Теперь говорю, что я плохой серб.
- Почему плохой?
- В Европе теперь принято считать, что сербы плохие люди. Я - серб. Значит, тоже плохой.
Индейцы, маршалы, солдаты...
- Как-то это не вяжется с образом благородного Чингачгука. Какие роли вам теперь предлагают играть?
- В последнее время играл русских персонажей. В одном телефильме был маршалом Соколовским, который предъявлял ультиматум о капитуляции нацистской Германии.
Действие картины происходит в послевоенной ГДР, где Соколовский командовал Группой советских войск. Там вспыхнул серьёзный конфликт. Американские и русские танки выстроились друг против друга на линии, разделявшей Берлин на западный и восточный. Ситуация была критической. Стоявшие тогда у власти гражданские
чиновники говорили, что нужно открывать огонь на поражение, не важно, что пострадают мирные жители. А Соколовский сказал: "Нет, никто не должен погибнуть.
Стрелять будем только в воздух".
Год назад я сыграл министра энергетики России. По нынешним кризисным временам роль знаковая. А ещё раньше я играл русских солдат в военных фильмах.
Ваш индейский шарм сегодня востребован?
- Да, конечно. В последние годы я снялся в четырёх или пяти телефильмах по романам немецкого писателя Карла Мая. Сыграл знаменитого Виннету. Этот же образ я воссоздавал в течение 15 лет на ежегодном театральном фестивале Карла Мая в Бад-Загеберге. После 1024-го спектакля я сложил с себя почётные обязанности театрального вождя апачей. Но на этом моя индейская тема не закончилась. В Мекленбургском театре я занят в инсценировке по роману Кена Кизи "Полет над гнездом кукушки". Играю там индейца Вождя Бромдена, который в финале лишает жизни обаятельного бунтаря МакМерфи, чтобы никто не видел, каким беспомощным его сделали бесчеловечные доктора.
Вторая моя любимая роль в театре это грек Зорба в инсценировке романа Никоса Казандзакиса. Я играю потрясающей души человека, который любит жизнь и не боится смерти.
Без дублера
- После школы вы пошли учиться в Белградскую Академию физкультуры. Что в вашей жизни значит спорт?
- Я хотел быть учителем физкультуры, поэтому занимался многими видами спорта:
легкой атлетикой, гимнастикой, играл в футбол, гандбол. Входил даже в сборную Югославии по гребле. Позже это помогло мне в актёрском деле. Я всегда снимался без дублеров. В свои 68 лет я не чувствую себя пенсионером. Каждому человеку, если он хочет оставаться здоровым, нужно движение, движение и движение. Я, например, люблю ездить за покупками на велосипеде. Для этого в нашем районе много специальных дорожек. Ещё у меня есть лодка на веслах - каик. Летом часто плаваю в местных прудах. Если следить за своей физической формой, то в любом возрасте тело будет с удовольствием откликаться на нагрузку.
В Россию - с любовью
- А давно вы последний раз ездили верхом?
- Две недели назад на съёмках.
- В Москве вам такую забаву не предлагали?
- Визит рассчитан всего на три дня, программа очень плотная, не до забав. Сегодня улетаю. Вчера мне показали храм Христа Спасителя. Я был потрясён масштабом этого грандиозного храма, его особой энергетикой. За 22 года, что я не был в Москве, город изменился неимоверно. Люди выглядят богаче. Опечалил лишь эпизод, когда в переходе метро старушка просила подаяние. Я дал ей денежку. Помнится, в прежней Москве таких проблем не было. Ещё поразило, что на дорогах много крупногабаритных авто. Сейчас в Европе проходит кампания, чтобы люди пересаживались на малолитражные автомобили, которые не так сильно загрязняют атмосферу. И, знаете, люди с пониманием относятся к этой затее.
- У вас хороший русский...
- В югославской школе русский язык преподавали фундаментально, и я хорошо говорил, но в последние годы у меня было мало практики. Если стану ездить к вам чаще, то вспомню всё.
Беседовал Анатолий Стародубец

© gojko-mitic-inara
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz